Single Blog Title
 

Популяризируя науку: как устроить большой взрыв

11 сентября 2017 года Джулиан Сиддл (Julian Siddle), продюсер BBC Radio в рамках BBC Science Unit, прочитал в Москве открытую лекцию по научным коммуникациям «Популяризируя науку: как устроить большой взрыв». «Новые русские медиа» направили «своего человека» Александра Харитонова на лекцию и попросили поделиться с нашими читателями самыми важными моментами услышанного. 

Джулиан Сиддл. BBC

Джулиан работает журналистом и создает еженедельные программы, в которых рассказывает о свежих новостях из мира науки и здравоохранения. Также Джулиан Сиддл является продюсером документальных фильмов о науке для международного вещания BBC. В портфолио журналиста несколько авторских научных проектов BBC – от еженедельной программы об африканской науке из Уганды до запуска многосерийных циклов передач о глобальных цифровых коммуникациях в странах Азии и Латинской Америки.

Джуллиан Сиддл, известный своими журналистскими радио- и телепроектами научной тематики, рассказывал  интересно, с яркими примерами и знанием дела. Вот основные моменты, которые он считает важными в работе научного журналиста:

1. Научные расследования решают сложные технические задачи, а иногда получают и неожиданные результаты.

О сложных задачах и поиске виноватых

Многие слышали что-то вроде «В США ураган Катрина разрушил Новый Орлеан». Однако суть в том, что Катрина задела Новый Орлеан лишь своим краем, что практически не повлияло на жизнь города. Сложности начались, когда из-за паводковых вод разрушилась плотина, защищавшая город, построенный в низине. Научные исследования показали причины разрушения — сложные грунты, где установлена плотина, и то, что в 60-х годах ХХ века власти города уже просили денег на укрепление грунта и основание плотины, однако получили отказ. На эту тему снято сразу несколько научных фильмов.

О внезапных результатах

Знаете ли вы, что Интернет — побочный результат космической гонки СССР-США? Отставая от Советов, Штаты старались наладить систему оперативного обмена сообщениями и данными, что благополучно сделали.

Ещё пример интересного побочного продукта — исследование колодцев с водой в результате привело к изобретению барометра. Ученым была поставлена задача определить, какой глубины должен быть колодец, чтобы вода туда поступала самостоятельно и не было необходимости использовать насосы. При решении этой задачи был изучен механизм атмосферного давления, что и позволило создать барометр.

В обоих этих случаях финансирование велось в одном направлении, а побочный результат оказался не менее значимым для жизни людей, чем цель исследовательской программы.

И именно рассказ о таких моментах должен привлекать внимание аудитории к науке. BBC отмечают наличие запроса аудитории на такой контент, однако журналисты боятся «идти в науку», поскольку думают, что это потребует от них наличия каких-то особенных навыков. А между тем, людей восхищает наука, она им нравится.

2. В мире науки сейчас для журналистов очень много работы. Это связано с одной стороны с развитием технологий передачи информации, доступ к которой сильно упростился. С другой стороны, люди устали от обычных новостей политики, экономики и пр. Статистика посещения сайта BBC уверенно заявляет, что научные новости — это популярный контент.

Часто преградой для популяризации науки, как ни странно, становятся редакторы отделов новостей, которые почему-то до сих пор боятся науки, с которой не умеют работать и используют чаще в качестве «бантика», а не полноценного инфоповода.

Вот почему важно, чтобы журналист умел объяснять сложное простыми словами и интерпретировать факты, опираясь на мнение профессионалов. К вопросу об объяснении сложных явлений простым языком — попробуйте объяснить, что такое гравитационные волны? Пресс-секретарь одной из физических лабораторий, например, предложил аналогию с волнами на озёрной глади от падения камня.

3. «Нет чёрного и белого — есть то, как мы преподносим результаты».

Важно помнить, что даже научное исследование может быть субъективным

В данном случае речь идет скорее не о злом умысле, а о человеческом факторе. Например, при расследовании теракта в Мадриде были найдены отпечатки пальцев человека. Экспертиза признала их принадлежащими подозреваемому, что тот категорически отрицал. Он сам передал отпечатки для анализа 5 независимым экспертам, из которых только 1 эксперт подтвердил выводы первого исследования. В итоге человека оправдали.

4. В пресс-релизе для привлечения внимания нужно ставить в заголовок результат исследования, а потом уже детали.  Цель в таких случаях: перейти от строгой научной подачи к более живой манере изложения научных тем. Так как необходимо не только привлечь, но и удержать внимание аудитории, важно избегать  сухой и непонятной широкому кругу читателей подачи материала. NB! В этом случае о примитивизации речь не идёт. При написании текста пресс-релиза важно понимать свою аудиторию, и что она уже знает по заявленной вами теме. Это позволит сохранить хрупкую грань между обыденностью и чем-то волшебно новым.

5. Для видео в Интернете (вне зависимости от канала продвижения — youtube, facebook или иное) нужен контент, который должен быть понятен без слов. Например, видео разлагающейся на дне водоёма рыбы достаточно быстро набрало большое количество просмотров.

6. Альтернативой подачи материала в стиле «без комментариев» может стать рассказ в формате видеодневника или в жанре «реалити». Так, «выстрелил» видеодневник британского астронавта, который готовился к полёту в космос. Астронавт снимал всё, что делал в дни подготовки. Позже из этих записей монтировали ролики, а часть использовали для публикаций в новостых изданиях.

7. Очень важно, чтобы журналист сохранял беспристрастность, но при этом «горел» своим делом.

8. Журналисты должны рассказывать об экспериментах, даже если исследование в целом ещё далеко от завершения. Отслеживание хода и результата конкретного эксперимента помогает донести суть и отследить его логику. Кроме того, эксперименты, как правило, очень зрелищны и тут легко выполняются задачи развлечения и просвещения аудитории СМИ.

Джулиан Сиддл. BBC. На лекции_Наше фото

Лекция проводилась в рамках Года науки и образования Великобритании и России при поддержке Посольства Великобритании в России, «Высшей школы экономики» и Политехнического музея.  

Александр Харитонов

Новые русские медиа

Поделиться в соц. сетях

Leave a Reply