Single Blog Title
 

Нужен ли диджей?

Открываем «Авторскую колонку», где можно поделиться своим опытом решения сложных задач в медиаиндустрии – от «фишек» планирования промо-активности вне эфира радиостанции до лайфхаков для роста трафика новостного агрегатора; от коммуникации медиа с пользователями официальных групп в социальных сетях до написания «продающих текстов» и авторского видения трендов медиа. Приглашаем авторов к дискуссии.

Свои идеи,  доводы, тезисы и контраргументы в ответ на публикации присылайте на электронный ящик info@newrusmedia.ru.

Позиция авторов может не соответствовать позиции редакции.

Музыкальный эфир автоматом или ведущий-линейщик?

Специально для «Новых русских медиа» своим видением влияния диджеев на эфир радиостанции поделился Александр Шевченко, имеющий многолетний успешный опыт работы на радио. Эксперт-консультант региональных радиостанций, руководитель пресс-службы федерального конкурса инвестиционных проектов «Регионы — устойчивое развитие», ведущий новостей на «Радио России. Культура», а также экс-программный директор «Радио Дача».

55

«Коммерческое радиовещание» не зря так называется. Как бы ни старались поднять статус и имидж fm-станции тем, что радио «информирует», «воспитывает», «окультуривает», на практике, всё более чем тривиально – станция должна зарабатывать  деньги (влияние на неокрепшие умы посредством формирования общественного мнения пока не рассматриваем – это отдельная тема для разговора). Это нормально. Бизнес для этого и создавался. И не надо фарисействовать, фальшиво возмущаясь: «не стоит все мерить деньгами», «а как же душа», «главное — дарить людям радость и счастье».  Тут, на мой взгляд, попахивает либо оторванностью от реальности, либо мессианством, что имеет право на жизнь, но к бизнесу не имеет никакого отношения.

Финансовая успешность станции – термин не фантастический. И в какой-то момент  руководство любой станции приходит к мысли о минимизации и оптимизации расходов.  За счет чего? Естественно, сотрудников. Потому что «жрут деньги, как не в себя» (не шибко большие, но каждый месяц!), отчисления за них делай во всякие пенсионные фонды, «эйчара ради них держи, дармоеда, еще одного бухгалтера»… «Резать! Резать, не дожидаясь перитонитов». С кого начнем? И начинают, как правило, с ведущих линейного эфира.

Ну, подумайте сами: приходят в офис на 4-5 часов, ведут левые корпоративы, прикрываясь названием станции. Польза от них не очевидна. В конце-концов, ночью же склеенный эфир работает сам по себе? И ничего, та же музыка, реклама-анонсы-промо выходят… И зачем нам столько линейщиков? Берём одного звукооператора, который станет собирать  дневной сегмент и будет замечательно. Понятно, что утрирую. Но!

Если говорить серьёзно, а действительно так ли нужен «линейщик»? Как часто мы его слышим в эфире и хотим ли мы этого вообще? Для чего он нужен? Существуют  же станции, где обходятся как-то? Существуют. И живут-вещают-не жалуются.

Говоря откровенно, функционал линейного ведущего на музыкальном радио во многом  (во всём, что уж там!) зависит от программной политики,  формата конкретной станции, штатного расписания и начальства. Руководство, знаете ли, тоже разным бывает. Где-то жёстко контролирует, где-то отдаёт выходы на откуп ведущему – «мели, Емеля…».

Рассмотрим функционал с максимальной загрузкой ведущего. Он – и оператор эфира, и колл-центр, и диджей, и контент-менеджер и прочее-прочее-прочее. Разве что прямыми продажами не занимается. И то – не факт, мало ли…

Диджей – оператор эфира? Плейлисты, собираемые музыкальным редактором, не идеальны в плане хронометража. А порой и не только его. Понятно, что какой-нибудь «Power Gold» соберёт клок идеально по секундам, но слушать это можно будет с трудом. Песни заканчиваются по-разному, разметка файлов тоже не всегда идеальна, да и не будет автомат миксовать композиции так, как это сделает живой человек. И не забываем про оформление эфира. Джинглы и лайнеры, а чем их больше и чем они разнообразнее, тем лучше, дают простор для творчества и идеального микса без дырок и провисаний.  Это факт – живой человек в студии соберёт эфир лучше,  качественнее, творчески.

Плюс? Плюс, несомненно. Однако, с этой же работой смело можно справиться и удалённо. И для этого не обязательно находиться в эфирной студии. И не обязательно самому выходить в  эфир.

Эффект присутствия? Выходы ведущего в эфир. Один из самых спорных, сложных, а порой и обидных моментов для ведущих эфира. Музыкальную станцию (чёрт бы с ним,  — даже музыкально-информационную) слушают не из-за линейщиков. Не льстите себе, друзья-товарищи. Музыка, приятные слуху композиции – вот что нужно слушателю. А не жизнерадостные (клише — «станция должна нести позитив!») пассажи человека за пультом, которые в некоторых случаях могут литься и литься из уст «линейщика» бессмысленным потоком.  Хорошо, если голос приятный, тембр не раздражает, интонации искренние. Но зачем мне, человеку, который включил радиостанцию, чтобы послушать музыку, нужно знать мнение ведущего о котятах, радуге за окном или о том, как хорошо жить на свете?

Еще раз скажу, это самый спорный момент. Выход ради выхода бесит. Если ведущий доносит до нас какую-то важную информацию (желательно без оценочного мнения) – другой коленкор. Что он может нам поведать? Погода, новости, анонсирование композиций, которые можно услышать в ближайшее время, промоутирование собственных акций радиостанции, общение со слушателями – интерактивы. Но с первыми двумя пунктами справится новостник, если такой есть. Со вторым и третьим – бренд- или промо-войс и звукорежиссер. Нет собственной информационной службы? Ну, мы все знаем станции, которые обходятся без нее, а новости у них в эфире идут…

Эфирные конкурсы, если они нужны, прекрасно вводятся в утреннее или вечернее шоу при их наличии, ну, или в социальные сети, на сайт радиостанции.

А если вдруг возникает необходимость интерактива в эфире (для акции, например) —  вытаскиваем  тех же ведущих утреннего/вечернего шоу.

Программы по заявкам – тоже есть способы обойтись без ведущего в эфире.

Положа руку на сердце, выходы ведущего линейки в  эфир, по большому счету, не оправданы ничем, кроме «эффекта присутствия». Лишний раз показать слушателю, что станция не на «автомате» и вот прямо сейчас где-то там сидит живой человек, который сам, лично для вас, «дорогие радиослушатели», ставит эту песню. И говорит он в микрофон про погоду  именно для вас.  В чем-то эта позиция оправдана и даже понятна. Хотя (ох, уж эти «хотя») наличие программ и рубрик с этой темой справляется. Не на 100 процентов, но вполне достаточно.

Сейчас активно  работающий линейщик за 4-х часовую смену выполняет функции, которые можно разбросать по другим сотрудникам. Или отказаться от них.

Многое зависит от штатного расписания станции, количества сотрудников, их функционала, того, как видит каждую роль программный директор. Если развиты собственный production, программный и информационный отделы, то при определенной корректировке программной политики радиостанции судьба ведущего линейного эфира может стать незавидной.

Если же радиостанция невелика, то история переворачивается с ног на голову, хотя краеугольным камнем остаются финансы. Это касается небольших региональных радиостанций, как с собственным вещанием, так и работающих по франшизе. Нет смысла держать большой штат, если собственного вещания у вас 2-3 часа от силы, включающего программы по заявкам и интеграцию в федеральный эфир с новостями и рекламой. В этом случае линейный ведущий выходит на первый план. Здесь уже жизненно необходима его многофункциональность. Он и новости подготовит и прочтет, и со слушателями пообщается, и эфир «склеит», и про погоду поведает местную, и ролики озвучит при необходимости.

Подытожим. Думается, на региональных станциях должность линейного ведущего была и будет. А вот на крупных федеральных радио-каналах функционал диджея нивелируется и жизненно-важной роли, по большому счету, не несёт и может быть вычеркнут из жизненного цикла. Будет ли? Посмотрим…

Александр Шевченко, эксперт АНО «Новые русские медиа»

Поделиться в соц. сетях

Leave a Reply