Расследования: Лайфхаки для медиа
10 августа в московском Сахаровском центре прошла очередная секретная встреча HackPack для медиа. На этот раз собрались, чтобы обсудить тему журналистских расследований. Известный журналист-расследователь Роман Доброхотов, писавший для Slon.ru, Colta.ru, “Новых известий”, а ныне шеф-редактор издания The Insider, поделился с участниками принципами подготовки расследований и ответил на вопросы.
Партнерами мероприятия выступили Клуб Журналист и MediaToolbox. Публикуем для вас краткое содержание встречи от эксперта MediaToolbox Макса Корнева.
Сообщество расследователей. Расследователи всегда готовы общаться. Сейчас организовалась общая сеть, куда входят люди и ресурсы, занимающиеся полезным общественным делом. Поэтому журналисты в подобной сфере считают себя партнерами ФБК, OCCRP, Transparency International, Conflict Intelligence Team, Belling Cat и других организаций и сообществ.
Типы расследовательских статей
Классические расследования. Работа с источниками, документами и живыми людьми. Нельзя брезговать никакими источниками, даже дезинформацией: понимая мотивы источника и характер дезинформации («дезы»), можно понять, как работает система отношений, кто с кем враждует. Легче, когда есть пострадавшая сторона и она готова поделиться документами и свидетельствами.
Киберраследования. Расследования на основе взломов или информации из открытых источников. Сегодня нередко хакеры и заинтересованные в «сливах» бизнесмены и политики выкладывают подобные материалы, а также сообщения из разных переписок. Все это стоит анализировать журналистам. Но надо быть очень осторожным и придирчивым — не являются ли данные той самой «дезой»?
Погружение в среду. Журналист становится частью сообщества, которое исследует. Это граничит с гонзо-журналистикой (когда журналист сам участвует в событиях). Здесь существуют этические проблемы: не искажает ли журналист факт и не привносит ли свои личные оценки?
Исповедь. Участник событий рассказывает свою версию от первого лица. Чаще всего, это эмоциональные, драматические события, «крик души». Жанр не претендует на объективность, это эмоциональный взгляд. Важна личная оценка, которая позволяет увидеть мир и события глазами участника. Получается нечто среднее между публицистикой, репортажем и расследованием. И снова нужно быть осторожным и заниматься фактчекингом.
Советы для расследователей
- Часто сам источник интереснее информации, которую он может дать. Например, журналисты The Insider делали откровенное интервью с представителем японского мафиозного клана Якудза, который в 90-х вел дела в Санкт-Петербурге. Сам факт подобного интервью — уже событие.
- Даже интервью требуют фактчекинга. В интервью сообщаются имена и факты, которые просто необходимо проверять. Много проходимцев, которые придумывают истории в духе Чичикова. Нужно смотреть предысторию высказываний человека, понять, действительно ли он инсайдер и свидетель важных событий. Если свидетельства сходятся от разных источников, значит, вы на верном пути.
- Находите непубличных людей. Публичные люди уже рассказали все интересное не вам. Но высока вероятность дезинформации, и надо проверять высказывания ещё тщательнее. Помните, что вы несете ответственность не только по закону, но и отвечаете своей репутацией.
- Пишите понятно и цепко. Пишите простым языком. Все сложные вещи можно объяснить доступно. Если не получается, значит вы или сами не разобрались сами, или у вас проблема с подачей материала. Находите интересные и яркие детали, зацепки, удивительные факты. Это может стать мемом, который поможет продвижению расследования (вспомните резиновую уточку у Навального).
- Аудитории нужны «пруфы». В расследованиях важно не столько количество аудитории, сколько ее качество. У каждого расследования — две аудитории. Одни просто прочитают и поделятся, а другие — полезут перепроверять ваши факты.
Всегда найдется от одного до нескольких десятков человек, которые в состоянии перепроверить. Если работаете на расследованиями — делайте так, чтобы было достаточно вводных, которые можно перепроверить, чтобы логика и выводы были чисты и очевидны. Особенно это важно, если у вас нет доверия аудитории и сильного бренда издания. За счет полной прозрачности расследования получается больше доверия.
- Следите за безопасностью. Нужно быть очень внимательным в интернете: вас захотят взломать (причем не только вас, но и ваших родственников тоже).
Во время расследования ваши фигуранты должны знать, что материал выйдет при любых обстоятельствах. Тогда у людей возникает больше мотивов сотрудничать с вами или хотя бы не пытаться вас купить и физически угрожать.
О ДЕНЬГАХ
Подобный вопрос — самый сложный в расследованиях. Как правило, работа долгая и кропотливая, требует много ресурсов: оплата работы журналиста и источников, поездки, побочные затраты. Фигуранты расследований часто предлагают деньги за снятие материала. Или наоборот — на вас выходят с предложениями. Это соблазны, с которыми нужно бороться. Поскольку основной ваш актив — репутация и доверие аудитории.
В расследованиях основной актив — репутация и доверие аудитории
Из плюсов: в регионах немало хороших расследователей, которые за условные 15 тысяч рублей могут сделать глубокий и серьезный материал.
У расследовательских изданий все-таки есть перспективы самоокупаемости. После преодоления 3–5 млн просмотров в месяц поступают предложения от рекламодателей. Оплата за показ банкетной рекламы растет пропорционально объему аудитории. И аудитория, как правило, взрослая, думающая, успешная, среди которой немало лидеров мнений, бизнесменов, чиновников, политиков.
Также помогают гранты, краудфандинг и пожертвования от аудиториии («донаты»).
Оригинал статьи можно прочесть здесь.
Смотреть фотографии здесь.
Источник: Medium.com